ВОТ! Как по мне, так самый верный отзыв на МиМ
вторник, 05 марта 2024 в 00:34
Пишет Лонли-Локли:Сформулировала для себя, что такое "переосмысление" и "авторское видение": это фанфики. Фикрайтера цепляет оригинал, сюжетная линия, персонажи, но у фикрайтера свои вкусы и свои фантазии, а также уровень развития, знаний и интеллекта, свои представления об этике, морали и пр. Короче, это совсем другой человек. Фильм Петровича, на удивление, достойный, содержательный и.. для меня скучный. Потому что это не Булгаков, и трактовка книги как бы это... ложная. В моем понимании - ложная. Но мне понравилось, что это действительно цельный фильм, и в 2 часа уместилось нечто цельное, определенная мысль, посыл, а не как у Кары - торопливый пересказ заплетающимся языком.URL записи
И все же, что простительно обывателю, не делает чести человеку культуры, несущему свое видение в массы. У Петровича Воланд - некое орудие справедливости, карающее обидчиков гениального писателя. Ну и по ходу дела горячо отстаивающий существование Христа. "Дьявол ходит по Москве, чтобы показать силу Бога" - фраза, в которой концентрируется все заблуждение режиссера, вся та ложная база, на которой он строит свое "авторское видение".
Булгаковский Воланд пытался низвести Христа до образа обычного человека, философа, никакого не сына Божьего, а Мастер - был его орудием и жертвой, через которого он нес свое Евангелие от сатаны. И не надо считать Воланда орудием Божьим, карающим грешников, как многие трактуют. Кто не без греха? Но только Господь прощает кающихся, а этот, с копытами - нет, он и его свита стремились предотвратить любое обращение ко Господу, просто в бешенство приходили, пресекали на корню любые попытки взмолиться и перекреститься, они своих жертв так просто не отпустят. Но так же, как и с образом Христа - сына Божьего, низведенного до уровня человека и философа, идет подмена образа зла на карающую справедливость. С помощью мягкой информационной силы))
Собственно, подмена образов, смыслов, ценностей - это то, что наглядно можно проследить в современной информационной войне.
Кстати, за это я слегка ненавижу Булгакова. Он выпустил в мир шифрованное послание, ключи к которому надолго были утеряны. Без ключей же смысл совершенно противоположный - как многие буквально восхищались нечистым и его прислужниками! Аж волосы шевелятся. Гениальная книга, страшная книга.
Блин, а че это я такая умная сегодня? Гениальные мысли высказываю)) Или это только мне так кажется
Раз уж роман написан и его взахлеб читают, нужно почаще указывать на его анти-Евангельские мотивы,
"чтоб писатель не употреблял сего божественного орудия к достижению цели низкой или преступной" (Как писал А.Пушкин о Радищеве).
P.S.
«Верно! Вы совершенно правы, так и надо! Мы вас испытывали. Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина».
Не хочу обижать ув. технических специалистов дня сегодняшнего. Но точно знаю (ибо рос среди таких), что по меньшей мере два поколения советских и постсоветских техноинтеллигентов принимали эту цитату «так само». То есть как чёткую и твёрдую жизненную максиму, ведущую к успеху и содержащую в себе моральную силу. А главное — максиму самостоятельную, не нуждающуюся ни в каких контекстах.
Между тем — контекст в этой знаменитой булгаковской цитате есть. Ибо:
1) Это прямая отсылка к другой, некогда куда более знаменитой цитате «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
2) Автором «базовой» цитаты является Иисус Христос.
3) Автором «антицитаты» у Булгакова является дьявол.
4) «Испытание» в религиозном контексте обычно именуется словом «искушение».
5) Дьявол, в прошлом ангел, упал с небес из-за гордыни.
Итого — в переводе на язык христианский, язык понятий самого автора, дьявол говорит очередной душе: «Мы искусили тебя гордыней, ты повелась. Ты предпочла свои мелочные понты тому, ради кого якобы была готова пойти на всё. Мы в восторге, и теперь ты отправляешься в вечное заключение с неудачником, не выполнившим своего призвания, и будешь там ему вечно мстить. Это страшная кара, но ты же гордая ведьма, поэтому мы скажем тебе, что это награда, а ты в своей гордыне это проглотишь».
(с) В. Мараховский "Мудрый трепет советует нам, что почитать"